фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Нeкoтoрoe врeмя нaзaд пoдрaздeлeниe критичeскиe гoлoсa, чтo «филaрмoничeскaя aудитoрия тaк дaлeкo нe идeт, a мeстныe вooбщe нe мoтивирoвaнo, к нeму нe приxoдит», кoмплeкс, якoбы, тeрпит крax в стрoгoм смыслe клaссичeскoгo нaпрaвлeния… нo этo дeйствитeльнo нeскoлькo лeт нaзaд в «F-2» рaбoтaeт глaвный бoльшoй зал в качестве пилотного проекта, и любитель музыки быстро проторил туда дорожку — от центра оказалось не так и далеко, на машине, а зрители с Мичуринского сразу прочухала о неожиданный подарок судьбы, аншлаги стали обычным явлением.
Потому что подошли с умом, а начальную ставку — то, что прежде было исключительной редкостью — на акустику. Пока идут последние приготовления к помпезному открытию, мы обсудили с Денисом Мацуевым — кому, как не ему (уже игравшему в «F-2») «нарезка» Рахманиновым «красную ленточку».
— Я был первым, кто играл в «Филармонии-2» сольный концерт два года назад, — говорит Мацуев — он только что прибыл из Парижа, у меня было открытие сезона с Национальным оркестром Франции, — что я это сейчас в Европе массовая тенденция создания высококачественных зал в центре города. Вот и в Париже мы играли в феноменальном зале, который находится — по московским меркам — где-то у МКАДа (там также имеет свой собственный тип). Великолепный зал и об акустике, и в архитектурном плане — как космический корабль… и толпы на каждом концерте! Буквально толпы парижан и гостей города!
— Ну, или новый зал Радио-Франс», я был в нем не так давно…
— Что, о чем вы говорите, позавчера я там играл: известный специалист по акустике Ясухиса Тойота сделала свой шедевр, до этого это была просто репетиционная база оркестра Радио Франс; мы с ним, кстати, очень друзья, он в Иркутске будет нам номера сделать, а также другие проекты в России, пока не будем раскрывать все секреты…
— Это процесс создания чисто филармонических (а не многофункциональные) залы в России пошел? И «Филармония-2», такие как номера состоялась?
— Абсолютно точно. У меня, когда играл в «F-2» сольный концерт, было полное ощущение, что я вообще не в Москве, а в каком-то продвинутом японском зале. Звук летит, звук воздуха, в любом месте зала, чтобы услышать каждую ноту! Он изумителен для камерного, так и для сольных концертов. В Москве таких комплексов просто больше нет (ну не считая исторических — большой зал консерватории и зал им. Чайковского).
— А имеет свои особенности и не строили никогда… особенно на периферии.
— В том и дело. Поэтому можно только приветствовать смелый шаг Минкульта и Московской филармонии на открытии в Олимпийской деревне такого комплекса, это явный прогресс. Я уверен, что после «F-2» в Москве появится и зал в Зарядье, и еще много, много залов высокого класса по всей стране. Мы все, к сожалению, мы знаем о так называемой «советской традиции» делать в филармонии, в Домах культуры или в залах для политпросвещения, вон, знаменитый оркестр Каца в Новосибирске играл в чудовищном зале, предназначен для каких-либо встреч. Так что волна строительства и филармоний, театров и пошла на земле, о том, чтобы сказать: Осиек (губернатор за год сделал чудо, он построил), далее Владивосток, Астрахань, пенза, отличная реконструкция спортивных залов в Красноярске на 2000 человек. В моем родном Иркутске, мы нашли новое место на берегу Ангары, уже проведен архитектурный конкурс, Toyota дал свое согласие на создание акустической модели… это будет визитная карточка не только Иркутска, но и всей страны, вы знаете, как оперный театр в Сиднее стал культурным двери в Австралию.
— Но, возвращаясь в Москву: сколько скептических замечаний в отношении «Филармонии-2″…
— Ну, что, что «это далеко», «так трудно добраться», — теперь критиков поубавилось, шутка сказать, — от самого зала появились уже свои поклонники! И только о «начинку» я молчу — там были известные музыканты и оркестры. Теперь вот торжественное открытие, связанное с расширением комплекса, в настоящее время он работает в полную силу — есть и новый театральный зал, и виртуальный концертный зал, игровые комнаты для детей, и репетиционные помещения, что не. Я в «F-2» провел свой собственный фестиваль «Крещендо» с Воронежским молодой и оркестр, и ребята просто произвели настоящий фурор. И далее, я буду там играть и организовывать свои проекты. Повторяю: как для деловых встреч, создали только под классическую музыку, должны быть, без этого — никуда.
— Местные начали ходить, а потом кричали — «пространство для сна, пространство для сна».
— Привыкли, пусть не сразу, но привыкли. Потому что, ну, ничего, у нас до этого не был построен, в одно время и в Доме музыки толпами не валили, хотя он в Саду кольце, в самом центре!!! Так, что критики будут всегда: и пробки, и это, и это, но ничего: я свободный день доехал туда из центра 12 минут, специально засекал. В часы пик, конечно, дольше, необходимо планировать время. А на самом открытии, я буду работать с оркестром Московской филармонии с концертом Рахманинова, кроме того — как изысканный десерт на бис — представить победителей «Синей птицы» Софью Тюрину и Ростислава Мудрицкого, подготовка сюрпризов… удивительные дети, я всегда говорил: — это поколение, которое сейчас, это круто по всем пунктам. И они нуждаются в таких больших залах!