Xoтя слoвo «джaз» и присутствуeт в нaзвaнии, нa сaмoм деле «Усадьба» совершенно не похожа на многие классические джазовые фестивали, и здесь для слушателей звучит абсолютно разнообразная музыка. Главное, чтобы артист был харизматичен, интересен и у него было свое яркое высказывание, которое он может доносить до аудитории совершенно разными средствами. Сюда приезжают и рок-музыканты, и этнические исполнители, и экспериментальные оркестры. Один из самых задорных – Bubamara Brass Band, созданный в 2005 году Александром Каштановым, открывал программу уютной камерной сцены «Квартирник у Семушкиной». Мария Семушкина – бессменный продюсер мероприятия. «Бубамара» в переводе с сербского – божья коровка. Так звали одну из героинь культового фильма Кустурицы «Черная кошка, белый кот». Оркестр больше 10 лет выступает под лозунгом «музыка во имя жизни, жизнь во имя любви», и его сет стал отличным началом дня.
На главной сцене чуть позже зажгла команда «Меджикул». Идея собрать ее пришла Олегу Сапронову, когда он пересматривал фильм «Назад в будущее» и размышлял, что бы он делал, если бы путешествовал на машине времени. И он решил, что хотел бы записывать на винтажном оборудовании музыку, в которой чувствовался бы дух фанка, диско, но в то же время прослеживались и современные тенденции. Принцип не нов: по такой же схеме развивались, например, Cassius, Daft Punk и др. Но в сочетании с ироничными текстами на русском в случае с «Меджикул» все получилось оригинально. Если этот коллектив уже скоро будет отмечать 10-летний юбилей, то певица Manizha – совсем недавнее открытие в музыкальном мире. Ее история — пример того, как работает волшебная сила Интернета. Она стала выкладывать короткие видео в «Инстаграм», благодаря чему в итоге и стала популярной. Ей удалось оказаться в нужное время в нужном сетевом месте и привлечь к себе внимание широкой аудитории.
Приехали на «Усадьбу» и уже более матерые артисты. Вишенкой на торте стал концерт «АукцЫона». Эти авангардисты в роке уже много лет продолжают радовать поклонников яркими шоу, главный «спецэффект» которых – личность каждого из участников. Тексты и эмоциональная подача философа Леонида Федорова в сочетании с харизмой шоумена группы Олега Гаркуши каждый раз работают безотказно, погружая слушателей в особое состояние. А сразу после отечественных героев на площадку поднялся коллектив из США The New Power Generation, который легендарный Принс называл «своей лучшей группой». С ней он выступал более 20 лет и создал огромное количество хитов. После нескольких поп-альбомов, выпущенных в конце 80-х, артисту захотелось вернуться к «черной музыке» — фанку, соулу и r’n’b. Этим он и стал заниматься с музыкантами. Уже дебютная совместная пластинка «Diamonds & Pearls» была очень успешной и заняла 1-е место в чарте Billboard. Коллектив продолжает создавать новую музыку и гастролировать. Увы, уже без Принса, но храня память о нем. Программу, которую исполнители привезли на «Усадьбу», они назвали «Celebratingprince!». Лайнап получился сочным и разнообразным. На фестивале выступила и певица Елка, и Sunsay, экс-участник 5’Nizzы, и балалаечник Алексей Архиповский, и космический Mark Eliyahu из Израиля, и многие другие артисты, играющие совершенно разную музыку. Возвращаясь к названию фестиваля: «джаз» здесь, скорее, не определение конкретного направления, а попытка одним словом обозначить ту энергию, которую артисты передают посредством своего творчества, то чувство свободы, которое в нем есть. Об этом меня пригласили поговорить с ведущими Еленой Перовой и Петром Левинским с «Серебряного дождя» в лайв-студию, построенную напротив главной сцены официальным телеком-партнером опен-эйра «МегаФоном». С 17.00 до 22.00 из нее велась прямая трансляция фестиваля во всех соцсетях компании, показывались отрывки выступлений, а также интервью с музыкантами и известными спикерами.
Также им были установлены дополнительные мобильные базовые станции, чтобы у гостей и участников фестиваля не было проблем со связью и Интернетом, а еще организована специальная лаунж-зона для отдыха с автоматами для зарядки гаджетов, отдельный вход для своих абонентов. Несколько счастливчиков, благодаря «МегаФону», получили возможность посетить опен-эйр бесплатно. Их имена были определены с помощью анализа данных среди абонентов, которые активно слушали джаз на «Яндекс. Музыке», Zvooq и Boom на одном из тарифов.
С годами «Усадьба Jazz» становится еще интереснее, приглашает выступить на своих площадках как уже хорошо известных слушателям артистов, так и молодых исполнителей, которые только начали свой славный путь. В этом смысле фестиваль выполняет в том числе и просветительскую миссию, развивает у публики хороший вкус и помогает по-настоящему талантливым артистам найти свою аудиторию.