фoтo: mr7.ru
Цaри вeршaт истoрию
1724. Пeтр I пoдписывaeт укaз oб oснoвaнии aкaдeмии, в кoтoрoй учaт «языкaм, прoчим нaукaм и знaтным xудoжeствaм». Испoлнeниe гoсудaрeвa зaвeтa привoдит к пoявлeнию xудoжeствeннoгo oтдeлeния в сoстaвe нoвoучрeждeннoй Aкaдeмии нaук. Но такой «организм» не очень жизнеспособен: ученые мужи конфликтуют со служителями муз и оных «затирают».
1757. Попытки разделить эти сферы долго не удаются, пока за дело не берется меценат, куратор Московского университета Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добивается учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». «Знатнейшие» — живопись, ваяние, зодчество.
1758. Первый набор учеников — из воспитанников гимназии при Московском университете 16 человек, остальные из солдатских детей Петербурга. За отсутствием казенных помещений занятия проходят прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице.
1764. Первый аукцион ученических работ — вырученные деньги направляют на устройство театра, в котором могли бы играть питомцы академии, «для отвращения мыслей ученических во время праздное от скуки и для недопущения их до самых недозволяемых шалостей». А на Васильевском острове начинается строительство величественного здания по проекту Валлен-Деламота и Кокоринова.
1800–1811. Время президентства графа Александра Строганова называют золотым веком классицистической академии. В его дворце на Невском академисты копируют шедевры живописи. Из собственных средств он помогает ученикам.
1863. «Бунт четырнадцати» во главе с Крамским. Совет профессоров отвергает их просьбу разрешить самостоятельно выбирать темы для конкурсных работ на большую золотую медаль. Молодые люди отказываются от конкурса, получают только звания классных художников 2-й степени, что менее престижно.
1867. Академия организует художественный отдел на Всемирной выставке в Париже. Произведения отбираются в дворцовых, академических собраниях и в коллекции Павла Третьякова. Впоследствии академия организует художественные отделы на всемирных и международных выставках (в Лондоне — 1872 г., Вене — 1873 г., Париже — 1878 г. и т.д.).
1872. При академии создаются «бесплатные воскресные классы рисования для народа». В 1879 г. они преобразовываются в «педагогические курсы для приготовления учителей рисования с нормальною рисовальною школою и музеем учебных пособий».
1893. 15 октября. Александр III распоряжается «переменить всё… передвижников позвать». От академии отрывают подразделение, которое именуют высшим художественным училищем. Создаются персональные мастерские, руководить которыми приглашают Репина, Куинджи, Шишкина, Маковского и др.
1898. 19 марта. Александр III открывает Русский музей, в формировании фондов которого активно участвует академия. Хранителями музея назначаются лица академического звания. Академия контролирует состав коллекции, закупку и дары.
Живописная мастерская профессора В.Маковского, 1913 год. Фото: АРХИВ АКАДЕМИИ
Академия и революция
1905. 3 февраля. После Кровавого воскресенья студенты академии в знак протеста прекращают занятия. В середине февраля Поленов и Серов обращаются к вице-президенту Ивану Толстому с протестом против убийства беззащитных людей солдатами, над которыми «высшее руководство» имел президент академии князь Владимир Александрович. Серов выходит из состава академии.
1907. Ноябрь. Репин официально покидает должность профессора — руководителя мастерской.
1914–1917. В годы Первой мировой войны академия занимается вопросами охраны памятников.
1918. Академию упраздняют как «старорежимную» институцию. Но на фундаменте тут же прорастают Петроградские государственные художественно-учебные мастерские «при воссозданной Академии художеств» — там преподает, в частности, Петров-Водкин.
1947. Всероссийскую академию художеств преобразовывают в Академию художеств СССР, которая получает в Москве здание на Пречистенке, принадлежащее предпринимателю и меценату Ивану Морозову. Академия открывает здесь музей классического мирового искусства: от Рубенса до Делакруа, от Поленова до Салахова.
1950–1960-е. Руками академии наносятся удары по неофициальным художникам. Но обвинять академию в подчинении указаниям советских начальников в меру наивно. Не подчиниться — значило погубить не только свою жизнь, но и свое дело.
Академия сегодня
1997. Как только президентом академии избирают Зураба Церетели, немедленно ликвидируется односторонность подхода к изобразительному искусству и его идеологизированность. В академию принимаются представители так называемого неофициального и актуального искусства: Юрий Аввакумов, Андрей Бартенев, Эрик Булатов, Франсиско Инфантэ-Арана, Илья и Эмилия Кабаковы, Александр Пономарев, Оскар Рабин, Айдан Салахова…
1998. Открывается кафедра ЮНЕСКО изобразительных искусств и архитектуры. Академия участвует в международной выставочной деятельности: ее 250-летний юбилей внесен в список памятных дат ЮНЕСКО.
1999. 15 октября. При академии открывается Московский музей современного искусства (ММСИ) — первый в России государственный выставочный флагман, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Начало музейному собранию кладет личная коллекция Зураба Константиновича, состоящая на тот момент более чем из 2000 работ знаковых художников. Музей располагается на Петровке, в Ермолаевском переулке, на Тверском и Гоголевском бульварах. Сегодня ММСИ — сердце столичного арт-процесса.
Начало 2000-х. По инициативе академии и при ее участии идет реконструкция ее подразделений: музеев — Исаака Бродского, Коненкова, Куинджи, Академии художеств в Петербурге, музея-усадьбы Павла Чистякова. Там же открываются десятки выставок современных художников, конференции и мастер-классы. В академии начинает работать отделение фото- и мультимедийных технологий и отделение новейших художественных течений.
2001. На базе академии создается Галерея искусств Зураба Церетели, где демонстрируются все виды изобразительного искусства, архитектуры и дизайна.
2009. Здание музея-мастерской Зураба Церетели на Большой Грузинской открывается как филиал ММСИ. Там публике рассказывают, как сформировался творческий путь художника, глубоко связанного с древним и современным искусством Грузии и Европы XX века.
2013. На территории одного из выставочных залов академии — в музее-усадьбе Репина «Пенаты» создаются две площадки для игры в крокет. Этой забавой баловались русские дачники ХIХ и ХХ веков, в том числе гости художника.
2016. Переделкинская дача президента академии превращается в парк скульптуры Зураба Церетели. Парк, который одновременно является и творческой лабораторией мастера.
фото: Геннадий Черкасов
Зураб Церетели.
Секрет непотопляемости академии от Церетели
— В уникальной школе, — восклицает Зураб Константинович. — Для изобразительного искусства академическая школа — это как таблица умножения, как ноты для музыканта. Какой бы слух ни был, не знаешь нот — не сможешь играть. Так и у нас. Нужно освоить фундамент, а дальше уж строишь свой образ, ищешь себя. Но знания и профессионализм надо иметь.
— Зураб Константинович, какие слова лучше всего сегодня характеризуют понятие «Академия художеств»?
— Школа. Музейный комплекс. Совет мудрецов. Модное место. Такой ее Петр задумал, а Елизавета и Екатерина развили.
— Что сегодня происходит с художественным образованием России?
— Проблем в художественном образовании много, жизнь меняется и требования у студентов тоже. Нельзя жить по старинке. Кстати, это и по истории Академии художеств видно. Все кризисы, переломы приводили к изменениям, дополнениям, обновлению. Главное — не совершить ошибок и не уничтожить нашу уникальнейшую школу.
Переживаю за то, что от нас ушли вузы! Как можно лишить академию образовательных функций?! 260 лет мы жили вместе: академики, наука и образование. Теперь все отдельно — это губит школу. Педагоги начали уходить из вузов. Пока еще там работают наши академики: почти все руководители мастерских в Репинском и Суриковском институтах — академики, члены-корреспонденты. Это пока, но время идет… связь теряется. Мы не обсуждаем программы, не проводим мастер-классы, не готовим списки по учебной литературе специально для студентов. Ведь наш НИИ при академии должен знать потребности вузов, совместно работать. Для всего этого мы и были одной структурой.
Еще одна огромная проблема — отсутствие мастеров-исполнителей учебного учреждения, которые бы готовили специалистов-исполнителей разного профиля. ФЗО, техникумы, профтехучилища все закрылись. Замечательные были мастера — и по мозаике, и по скульптуре, и по театральным декорациям. Особенно это важно для развития монументального искусства. На общем юбилейном собрании хочу вынести вопрос о создании института исполнительского искусства. Уверен, коллеги меня поддержат!
— За какие заслуги сегодня принимают в академию? Как это происходило раньше?
— В соответствии с уставом, как и раньше, отделения выдвигают, потом общее собрание голосует. Эта мудрость идет от Петра, Елизаветы, Екатерины. В этом мы сохраняем традицию. Академия занимается художниками. Результат нашей работы — многочисленные выставки, конференции, каталоги, научные сборники, мастер-классы известных художников, архитекторов. Это очень важно для поколений.
— Сколько лет самым молодым академикам? Сколько их вообще?
— Для меня все академики молодые. Я считаю себя молодым академиком! Вообще у нас разный возраст академиков — от 30 до 90, и все талантливые, яркие личности. Молодых уже много, они — будущее академии. Но учтите, у искусства нет возраста.
— Главная причина, по которой молодые люди должны прийти в академию?
— Чтобы увидеть, как работают мастера современного изобразительного искусства разных регионов России и мира. Посмотреть профессиональное искусство.
— Как незнатоку отличить профессиональное искусство от дилетантского, великое от сиюминутного? Что советует академия?
— Так же как незнатоку отличить великое научное открытие от шарлатанства. Можно сказать: ерунда, раз я не понимаю, значит, это плохо. Надо обращаться к специалистам-искусствоведам. Они всю жизнь занимаются тем, что изучают искусство и рассказывают о нем зрителю, объясняют, как его понимать и ценить.
— Представьте, что вас попросили сделать памятник Академии художеств. Какой образ видите?
— Вижу большую открытую книгу, в которой слова из знаменитых указов о создании академии. Мудрость, которая вошла в указы Петра, Екатерины, и 1947 год, когда после уничтожения в 1917 году Академию художеств воссоздали.