Шофер подшофе


Выпил, зaкусил, сeл зa руль… Имeннo пo тaкoму сцeнaрию рeшили рaзнooбрaзить свoи сeрыe будни пoчти 25 тысяч бeлoрусскиx вoдитeлeй. И этo тoлькo oфициaльныe дaнныe o любитeляx утoпить пeчaль в бутылкe, кoтoрыx выявили сoтрудники ДПС зa 11 мeсяцeв 2016 гoдa. Eдвa ли нe eжeднeвнo в свoдкax МВД фигурируeт oчeрeднaя aвaрия, прoизoшeдшaя пo винe пьянoгo вoдитeля

Oднa из пoслeдниx нaшумeвшиx нoвoстeй — нa тo врeмя испoлняющий oбязaннoсти нaчaльникa Бaрaнoвичскoй ГAИ нaсмeрть сбил пeрexoдившую дoрoгу жeнщину. В eгo крoви нa мoмeнт aвaрии выявлeнo пoчти 3 прoмиллe aлкoгoля! Министр внутренних дел Игорь Шуневич назвал этот инцидент “ударом под дых всей системе”. И признался: за последние шесть лет было пять случаев, когда сотрудники милиции находились за рулем в нетрезвом виде и совершили преступление.

Получается, даже ужесточение уголовного законодательства за пьяное вождение не останавливает хмельных лихачей. Как же тогда воздействовать на такой контингент? Пробуем разобраться в ситуации вместе с генеральным директором консалтинговой компании “Коучинг-центр”, психологом, психотерапевтом Михаилом Дернаковским.

— Давно подмечено, что иностранец, садясь за руль, пристегивает ремень безопасности с мыслью: “А вдруг авария?” И только наш человек нехотя делает это, опасаясь: “А вдруг гаишник?..” Нам что, не свойственны ответственность за свою и чужую жизнь, банальный инстинкт самосохранения? Почему водитель навеселе садится за руль?

— Начну с того, что само по себе алкогольное опьянение снижает чувство страха, ответственности, самокритику. Если человек выпил, ему сдержаться сложнее, он становится не совсем адекватным. И тогда уже все разумные доводы отодвигаются на последний план.

В идеале любому водителю, решившему выпить, нужно продумать заранее, кто его повезет домой, где лучше припарковать машину. В США и Западной Европе активно популяризируется программа “Трезвый водитель” (“Герой компании”). Ее суть в том, чтобы собирающиеся на вечеринку или в ресторан заранее выбрали в своей компании того, кто откажется от спиртного и развезет всех потом по домам.

С другой стороны, зачастую проблема заключается не в наших традициях и менталитете, а в заболевании под названием алкоголизм. И это заболевание в нашем обществе распространено сильнее, чем мы думаем. Пьяному, как известно, море по колено. Возможно, до начала распития спиртного человек искренне верит, что вызовет такси или попросит кого-нибудь подвезти его. Но затем срабатывает пагубное воздействие нескольких рюмок, и водитель уверен: со мной все в порядке, я нормально иду, не шатаюсь, никто не показывает на меня пальцем. Значит, и машину смогу вести. Что тут такого — проехать несколько километров. Пустяки. В результате эти пустяки заканчиваются трагедией.

Я убежден, что только жесткая борьба с алкоголизмом в нашем обществе поможет снизить количество пьяных водителей за рулем. Но пока Беларусь остается одной из самых пьющих стран в мире.

— Часто звучат призывы вести здоровый образ жизни. Но далеко не все могут объяснить, что включает в себя это понятие.

— Прежде всего надо укоренять моду на трезвость, в том числе с помощью искусства. А то ведь многие любимые герои кинофильмов не прочь принять на грудь. Возьмем, к примеру, популярную российскую кинокомедию “День выборов”. Талантливые актеры и обожаемые миллионами персонажи. Кому не нравится харизматичный отец Иннокентий? А “полковник ФСБ” Камиль Ренатович? С одной стороны, в фильме высмеивается алкоголизм как явление. Но авторы делают это так “изящно”, что у большинства зрителей мужского пола появляется желание тут же последовать примеру киногероев и налить себе “граммчиков сто, а лучше сто пятьдесят”.

Не стоит преуменьшать значение соответствующей социальной рекламы на ТВ, в интернете, печатных СМИ. Популяризация здорового образа жизни — это в целом ориентация на постулат: алкоголь не делает нас круче, умнее, отважнее. Мне, например, очень нравится слоган “В сигаретном дыме нет ничего загадочного. Это просто вредная привычка”. Хорошо бы что-то подобное придумать и про алкоголь, наркотики. И тогда постепенно мы сможем повернуть мышление молодежи в правильном направлении.

— То есть люди среднего и пожилого возраста в расчет не берутся?

— Здесь надо понимать, что чем старше человек, тем труднее воздействовать на его образ жизни, привычки, мышление. Кроме того, пропаганда не действует на хронических алкоголиков. Неважно, наблюдается такой пациент у нарколога или нет, алкогольная зависимость все равно будет сильнее его. В этом смысле поголовная проверка сотрудников ГАИ на полиграфе — правильное решение. Алкоголиков нужно отстранять от важных и ответственных постов, и тогда они с большей вероятностью будут выходить на ремиссию и воздерживаться от пьянства вообще.

— Максимальный срок лишения свободы для человека, который в состоянии алкогольного опьянения совершил ДТП, повлекшее смерть двух и более человек, — 10 лет. Плюс лишение прав на управление автомобилем на 3 года. Но можно ли разрешать такому водителю снова садиться за руль?

— Во многих случаях пожизненное лишение прав было бы эффективным и оправданным наказанием, которое, к слову, предусмотрено в ряде развитых стран. Кроме того, на мой взгляд, нужно предусмотреть серьезные тюремные сроки за повторное вождение в пьяном виде, так как отсутствие водительского удостоверения еще не является гарантией того, что принявший алкоголь человек не захочет сесть за руль. В этом смысле конфискация транспортного средства в нашей стране — верное решение.

Есть в мире и другие, более мягкие и достаточно эффективные, способы. Например, алкозамок — дополнительное оборудование, благодаря которому невозможно завести двигатель, если водитель не прошел тест на алкогольное опьянение. Затем по ходу движения через определенный промежуток времени алкозамок запрашивает повторный тест. Это широко используется в США, Швеции, других странах Западной Европы. Оборудование монтируется в автобусы, грузовики, служебные автомобили, такси. Кстати, возможность установки алкозамков рассматривалась и в России. Но почему-то решение по ним заглохло, хотя предварительные эксперименты их использования в школьных автобусах оказались очень удачными.

— Какой еще “прививки от пьянства” не хватает нашему обществу?

— Поведенческими психологами разработаны определенные принципы, на них, кстати, опирается дрессировка животных. Во-первых, необходимо реагировать (например, наказывать) на нарушения ВСЕГДА, без поблажек. Во-вторых, надо реагировать на нарушение как можно быстрее. В-третьих — реагировать, не унижая. В-четвертых, всегда предлагать альтернативу. В-пятых — вознаграждать, если кто-то пользуется этой альтернативой или помогает реагировать на нарушения.

Во многих странах на нарушителя часто заявляют другие участники дорожного движения. У нас обратная ситуация. Водители давно создали свою схему оповещения на дороге. К примеру, мигают фарами встречному автомобилю, чтобы предупредить, что впереди ждет встреча с работниками ГАИ. И это считается нормальным. Никто не задумывается, что вот сейчас ты помог какому-нибудь алкоголику за рулем или любителю превышать скорость уйти от ответственности. 

А кто даст гарантию, что этот лихач или пьяница уже через километр не спровоцирует ДТП?

Многие называют подлыми шестерками тех, кто выкладывает в сети фото неправильно припаркованных машин или отсылает в ГАИ видео с регистратора, зафиксировавшего нарушение ПДД другим водителем. А, например, в Великобритании, Германии, Швеции, Сингапуре, Америке это считается обычной практикой. И все реагируют нормально, потому что подобный контроль за нарушителями ПДД усиливает безопасность на дорогах.

ШУТКИ В СТОРОНУ!

В Южной Корее за высокий уровень алкоголя в крови могут арестовать на два года.

В Чили абсолютно все пойманные пьяные водители проводят в тюрьме от двух месяцев до двух лет — в зависимости от степени опьянения.

В ОАЭ, Судане, Саудовской Аравии и Катаре за вождение машины под воздействием алкоголя или наркотиков практикуется наказание плетьми.

В Китае и Таиланде пьяного водителя, совершившего серьезное ДТП, могут казнить.

В Японии штрафуют на сумму до 5 тысяч долларов тех, кто рискнул сесть в автомобиль, управляемый пьяным водителем. И если тот спровоцировал ДТП, пассажиров могут лишить свободы.

С середины прошлого века в Германии существует экспертиза пригодности к вождению — набор вопросов, по которым врач-психиатр оценивает психофизическое состояние испытуемого. Изначально экспертиза предназначалась для тех, кто не смог сдать на права с трех попыток, и в народе получила название “идиотентест”. Сегодня основные клиенты — водители, лишенные прав из-за вождения в нетрезвом виде.

konopelko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Автор публикации:
Людмила КОНОПЕЛЬКО

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.