Изъятые фотографии и чертежи Рерихов были доставлены на допрос в Музей Востока

63ff18084c4d93d238cf38ef367e85a2


фoтo: Пeрвый Кaнaл

Нeт сил пeрeскaзывaть чрeзвычaйнo зaпутaнную истoрию вoзникнoвeния цeнтрa Рeриxoв, eщe сoвeтскoгo, a зaтeм рoссийскoгo, с истoриeй eгo бoдaний с Министeрствoм культуры (с 1990. гoдa), с Музeeм Вoстoкa, с бeскoнeчными прeтeнзиями o прaвe сoбствeннoсти и xрaнeния xудoжeствeннoгo нaслeдия Никoлaя Кoнстaнтинoвичa. Кaк видитe, вeсь этoт кипeж зaнимaeт бoльшe, чeм чeтвeрть вeкa: суд нa судe и судoм пoгoняeт. A цeнтр Рeриxoв жив, и чтo eму эти бoдaния тoлькo нa руку. Нo скoлькo ряд нe виться…

Вoзмoжнo, eсли бы с сaмoгo нaчaлa рeриxoвцы ясно и понятно для общественности позиционировали себя как музей и только, как в музей (пусть и частные), которые имеют соответствующие музейные кадры в арсенале и чисто музейную внимание, — это на выходе имел и другие последствия, чем сейчас, когда люди просто не понимают (но понимает), кто сидит под флагом Знамени Мира (символ рериховского движения) в Малом Знаменском переулке. Мода на все виды обучения, движение, поток прошел. Людям нужна конкретика, поэтому им странно, что кто-то берет себе имя Рерихов (Николая и Святослава), как бренд, оправдывая им свое космическое существование.

Для рериховцев все очень осложнилось после выхода из игры, главный спонсор — Борис Пекарня, экс-совладельца Мастер-банка. Но, по мнению аналитиков, сейчас пожинаем плоды этого удивительного делового партнерства, и давай юристам все детали уголовного дела и уголовного преследования после падения центрального защитника рериховского движения со штаб-квартирой в усадьбе Лопухиных. Кажется, дело двинулось к выходу, и вторжение омона пару дней назад, долгий обыск и экспорт изображений (не всех) с последующей их передачей на рассмотрение в госмузей, — избыточное тому подтверждение.

Еще пять лет назад могли иметь место некоторые компромиссные пути для легализации в новом времени (а время неумолимо!) и в новой форме общественной организации Международный центр Рерихов. Сегодня мы пришли к тому, что компромисс уже не имеет значения. И рериховцы, как структура, привыкшая к скандалам, в одиночку, в значительной степени, виноваты. Они предложили сотрудничество. Они стояли стеной, пока были деньги и связи. Кажется, что их ресурсы почти исчерпаны.

Хотя после визита омона, центр Рерихов был вновь открыт и готов бороться за свое существование, о чем нам эмоционально рассказал Александр Стеценко, вице-президент МЦР:

— Да, мы продолжаем работу. Забрали у нас фотографии были немедленно доставлены в Музей Востока. Мы считаем, что изъятие произошло незаконно, было организовано и осуществлено под руководством Министерства культуры. О чем свидетельствуют многочисленные факты и доказательства. Это делается с целью насильственного запугивания сотрудников нашей организации, с целью уничтожения нашего музея и выселения нас из усадьбы Лопухиных. Мы не намерены с этим согласен и будет отстаивать свои права. Тем более, что права людей были нарушены грубейшим образом: представьте, женщина продержать с 9.40 седьмого марта до пяти часов утра восьмого марта, пока длились эти следственные действия! Всю ночь!!! Это, очевидно, факт! Они пришли к нам, как преступник организаций, путают двери кувалдами, не дожидаясь моего приезда и нашего адвоката. Не держать наших сотрудников в музей. В залах хозяйничали представители Министерства культуры (советник министра Рыбак), как и представитель Музея Востока Мкртычев, — они и ведут весь процесс.

— Как только изображение было изъято?

— Памяти… по-моему, 46 фотографий и около 150 фотографий. И эти фотографии были сняты специально для Музея Востока и по его приказу. Это кощунственно по русской культуре…

— А почему эти фотографии забрать?

— Они взяли по договорам…

— Это в связи с Булочником?

— Ну подожди, если поступил жалоба на него — я, допустим, могу это понять: есть шесть картин, которые он дал в ноябре 2012 года. года, и не выплачен кредит, банки… я понимаю, — в качестве вещдоков их изъяли. А остальные картинки, почему? Как можно обвинять Булочника, что он воровал деньги в 2002 году., 2003. лет? Что это такое? А почему они изымают фотографии, подаренные другими организациями и другими организациями? В общем, преступное отношение! Минкульт и Музей Востока бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела нашей организации. Они нас кошмарят уже который год! Если в 2015-м у нас было только пять внеплановых проверок прокуратурой и два судебных процесса, в 2016-м — 17 внеплановых проверок и 13 судебных дел, которые сейчас идут… Они отказались нас признают культурной организации, что мы делаем музей вещь, несмотря на наше членство в Международном Совете музеев. Разве это не абсурд?

— Как вы думаете, какая судьба ждет задержанных изображения?

— У меня есть основания подозревать, что это наследие может быть в наличии, могут быть сделаны копии, и никто не проверит! У нас перевернули все с ног на голову, и не сделал ни одного упрека, что мы что-то захватили. Хотя, сколько раз, что о нас говорят, что мы «будем продавать наследие».

— То есть, в то время как все изображения были арестованы?

— Да, были там арестованы! Они переданы в Музей Востока. Их быстро забудут, они будут в конечном итоге в запасниках, если мы не будем их возвращает.

Музей Востока, таких, как государственная институция, оставляет за собой государственный же подход, о чем нам и говорит замгендиректора по научной работе Тигран Мкртычев:

— Независимо от того, как долго вся эта история с Центром Рерихов времени это займет? Что должно быть в идеале?

— В идеале должен быть мир и дружба. И любовь.

— Вы пошли в Центр в момент поиска?

— Следственный комитет поручил нам принять участие в этом процессе. Действия шли в течение дня. Нас, как представителей Министерства, привлекает именно из-за того, что не имеет культурной ценности не пострадали.

— Интересует судьба картины…

— Пока идут следственные действия. А если вы о том, что бы мы хотели в идеале…

— Да — в идеале?

— А я бы хотел, чтобы мы в следующий. Уже больше года, как Росимущество, передаваемых в оперативное управление государственному Музею Востока усадьбы Лопухиных. В феврале прошлого года Министерство культуры одобрило концепцию создания государственного Музея им. Рерихов в качестве филиала Музея Востока. И в идеале — а так и будет — будет создан национальный музей, который является — стресс — будет настоящий музей, со всеми вытекающими последствиями (с эффективного управления, хранения, научной и выставочной работы). Кроме того, поскольку музей мы думаем, именно в том контексте, как его предполагает, Николай Константинович Рерих.

— Это ваш дом уже передан официально?

— Конечно. Сначала мы пытались с ними договориться о том, как мы могли бы создать совместную экспозицию. Выделил бы им — может быть, — любое пространство для работы своих организаций. Но руководство МЦР не пошел на сотрудничество с государственным Музеем Востока. После того как мы расторгли с ними договор субаренды. И вошли в судебные дела об их выселении из этих зданий. И только суд поставит точку.

— То есть, мы будем ждать решение суда?

— В решении этого вопроса — да. Потому что для людей, которые сейчас собрались в МЦР (для большинства из них, не для всех) культура — тип дисплея, за которой ничего нет. Это не историки, археологи, не, не искусствоведы, не музеологи, это случайные люди, которые собрались вокруг большого и светлого имени. И эти люди сейчас спекулируют на этом имени и на идеях этого человека.

* * *

С точки зрения журналистов, может, и интересно (хотя уже тошно) наблюдать скандал, который не имеет ни конца, ни края. Но, повторяю, время берет свое, и даже не важно чьими руками это нужно — можно, конечно, представить себе саентологическую церковь Свидетелей Ван Гога, где его картины висят в рамах эзотерических символов и освящаться три раза в день в странных ритуалах. Но долго эти картины, по самой природе вещей, в такой церкви не провисят, что и свидетелей, изо дня в день будет все меньше и меньше. Центре Рериха, если он хотел остаться в системе координат общественной жизни, необходимо прежде иметь дело с государством. Теперь уже состав покатился по наклонной плоскости. Главное, что рериховское наследие, и в этом Стеценко права — не осело, наконец, в запасниках. Я думаю не решает, хотя и без входа Баннер Мира.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.