Известный акробат Андрей Кольцов говорил о кризисе российского цирка

Кoльцoв любит пoщeкoтaть сeбe нeрвы нa «Принцeссa циркa», взбирaясь нa стулья пoд бoльшинствo бaрoв. Фoтo: teamuz.ru

Нe умaляя eгo дoстoинств, скaжу, чтo жaль oднoгo: чтo, кaк кoльцoвыx в рoссийскoм циркoвoм дeлe — пeрeчислить нa пaльцax oднoй руки… a пoчeму этo тaк — мы и рeшили пoгoвoрить с ним пoслe oчeрeднoй рeпeтиции.

«Тoлькo чeрeз муки мoжeт выйти, чтo-тo нoвoe»

— Aндрeй, в Eврoпe xудoжники, aкрoбaты, кукoльники, xудoжники пoлнoстью нe oстaнoвить «нaчaть кaрьeру» с улицы, нe пeрeстaeт рaбoтaть тeaтр или цирк «нa кoлeнкe», нa улицe, пoлупoдвaльнoй, квaртирa в рeaльнoсти. Пoчeму нaши твoрчeскиe мoлoдыe люди прeдпoчитaют идти в сoмнитeльныe тoрными дoрoгaми, oтнoситeльнo удoбныe, нo твoрчeски, нeиспрaвныx, — aндeгрaундa вooбщe нe сущeствуeт кaк явлeниe?

— Этo бoльнoй и бoльшoй вoпрoс. Мeня этo пoстoяннo бeспoкoит. Тeм бoлee чтo пeрeдoвыe циркoвыe кaнaдскиe кoмпaнии нaчaли, кaк уличныe прoeкты. К сoжaлeнию, в Рoссии oтсутствуeт культурa уличнoгo тeaтрa сoвсeм… кaк-тo нe вoспринимaeтся ни зритeль, ни сo стoрoны xудoжникoв. И, в кoнцe кoнцoв, гoлoд у людeй творческих должны быть. Именно из этого голода рождается что-то толковое — новые направления, новые жанры.

— То есть, кто-то должен начать.

— Конечно. Но проблема еще в том, что много талантливых людей уехало за границу и там осело. А те, кто остаются…, чтобы отогнать чисто логистических вещи — как, где, в каких зрителей. Мне кажется, что спрос на талант всегда будет. Взгляните на сотни людей, стоящих пользуются на улицах европейских городов, на другой музыкант, клоуном, иллюзионистом, а где в Москве музыканты?

— Их «парковка» строго регулируется. Но вода камень точит. Если бы ты — условно — «бродячие труппы» их образ, чтобы стрелять, то и власть с своих правил, рано или поздно прогнулась бы.

— Снова (так Стив Джобс сказал) — должен быть голодным до творчества. Потому что вы выбрали профессию. Надо жить в нем. Искать любой способ и возможность найти свою аудиторию, и даже один человек, глядя на вас, уже красавица. И ты должен полностью отдаться ему. Очень жаль, что мы из-за политических причин, не может просто выйти на улицу и начать работать, и скрутят. И вместо голодных… приходят ребята из творческих вузов, которые сразу ведут себя, как именитые звезды. А нужно бояться, мягкой постельки. Нужно поднимать свой творческий потенциал с пола. Спать на матах. И я не думаю, что ты выпустился, как художник — и это уже реализовавшийся талантище. Не, на матах изволь спать. Люди должны чувствовать запах пота. Я здесь, иду на каждый проект — и я хочу, чтобы поймать этот запах, запах гигантский бизнес, то это ценно. А если все у вас всерьез, так что и результат будет тот же, никуда… не спит, не ест, не пьет, и только через муки можно выйти на что-то новое.

— У нас есть актер Мостар пьяный ехал на машине, хамил в цирк, ну и что? Это вовсе не подточило его репутацию: шесть месяцев не выходит из новостей топа, король Интернета.

— Просто слава. Кривое зеркало, к сожалению. Но не нужно за это бороться всеми остальными.

— Для творческого человека деньги не должны быть стимулом?

— Да, мир стал слишком материальным, но деньги не есть главный мотиватор, деньги — это лишь отображение того, насколько успешным твой проект, они абсолютно второстепенны. Как только вы начинаете думать о прибыли — это все и заканчивается, ну какой ты актер? Как без огня? Без огня не горит. Но и без кислорода не горит: необходимо создать правильную мотивацию, то есть. среду существования.

— А то кому-то может показаться, что на Западе все прагматичные…

— Основатель cirque Du Soleil является факиром, ходили на ходулях, чтобы открыть свой большой верхней. Не было в начале желание заработать деньги, он что-то видел, что он хотел сделать новый цирк, как явление. Они хотели превратить мир и работали над воплощением своих идей. Деньгами они принимали участие агенты, менеджеры, как творец, должен работать.

— Может, дело в русской ментальности?

— И в Канаде, которая является менталитет? Еще 20 лет назад там вообще не было цирка, а теперь цирковая столица мира. Так что именно молодые уличные артисты будут давать что-то свое, не может ограничиться только «официальный возможностями». Хотя многие остановить время (мы не Испания, где можно круглый год работать на улице), а у нас нет доступных мест, где можно практиковать, те, кто очень ограниченные средства. Но жаль, что молодых людей следует некоторым образом стимулировать. Но было бы желание — выстрелит, обязательно выстрелит, хотя в квартире, хотя в коммуналке, в любом месте!

— Вы говорите, — поощрять. Но сегодня — и это раздражает, — на первый план налагает управления: большой прогресс рассматривается ремонт зданий и большие зарплаты актеров…

— И это не совсем точно, потому что исчезает живой ткани. Происходит замена понятий — большую зарплату, может быть следствием, а не причиной. Это вопрос призвания. Есть люди, которые любят покрасоваться в актерах, а не пришли в профессию по вызову души. Состояние их интересует. Как сказал один известный режиссер — «немного создателей, много растворителя». В художники идут за красивостью, что появляется на экране, чтобы о нем писали в газетах, а не потому, что есть что-то сказать. Вы знаете, с каким благоговением я на сцену выхожу? При этом я не вижу, как молодые идут на сцене во время репетиции — и редких уведомление о том, что они подходят с максимальным уважением к сцене. Увы. Это либо есть в тебе, или нету.


Андрей пришел в цирк из спортивной гимнастики. Фото: teamuz.ru

«От 50% балласта Росгосцирку надо решить»

— Да, и «официальное искусство», кажется, не в лучшем качестве: в Москве много театров, как здание, но вся проблема посадить туда худрука, задать новый вектор…

— Кадровые истощенность есть. Взять цирковую сферу: я с огромным уважением отношусь старой школе, на великих людей, которые сделали русский цирк, но эта машина за — нужно дать возможность реализовать молодым и талантливым, а не уничтожить их! Молодая кровь должна толкать.

— На Росгосцирк недавно назначен очень уважаемый в цирковом сообществе, Дмитрий Иванов…

— Он поймал в тиски страшной! Компания в сумасшедшие долги. Я не знаю, как будет носить. Я уверен, что выход есть. Я надеюсь, что будет исправить ситуацию. Очень жалко смотреть на все, что происходило, сердце кровью обливается. Росгосцирк должен принести миллиарды как в бюджет, так и на развитие себя самого. У cirque Du Soleil 19 цирки, а у нас 40. Компания Du Soleil стоит 2 млрд. долларов, а у нас долги. Гнев приводит. Как так можно было запустить? Как можно убить такую машину?

— А что я должен делать?

— Все, засиделись. Должны прийти настоящие люди. Посмотрите на маркетинговые решения! Такие, как были 30 лет назад, эти дикие афиши с животными, с распахнутой пастью, так и осталось. А где новые идеи? Они продают билеты по тем же технологиям, по которым они их продавали 30 лет назад. Но мир изменился! Ну не в 80-х годах, в котором мы живем! Же существо с большой пастью может представить себе творческий. Но у нас нет творческой команды — директора, маркетологи, талантливые хореографы, пиарщики. Все эти люди имеют, но почему то они не работают в Росгосцирке. Иванов должен немедленно собирать творческий коллектив во всех областях, начиная от художников и заканчивая пиарщиками. Проводить непопулярные решения: же снова, как и в полиции. Если я это выразил, что меня все будут ненавидеть. Но от 50% балласта нужно избавиться: многие вообще сидят на «вынужденных простоев». С грустью в сердце. Извините, родные, но нужно расти. А что плохо вы работаете. И провести полный ребрендинг.

— Ну решился же Михаил Швыдкой сделать решительный шаг — начать цирк, спектакль, пригласить канадцев в качестве постановщиков…

— Это он! А что мешает Росгосцирку приглашать талантливых режиссеров? Кто-то из них делает программы? Почему они пиарят отдельные номера? Они такое понятие, как опыт (грубый перевод — опыт), вы слышали? Это когда цирк обволакивает вас своей магией и атмосферой, ЗАДОЛГО до входа в палатку.

— А что, в палатке, это только маковка на торте…

— Конечно же, само по себе показывает тебя только до конца завершить свой креативом. Но то, что происходит перед входом в палатку, когда ты заинтригован, когда проживаешь всю жизнь ДО вы видите эти факелы на улицах, ходить по красной ковровой дорожке, вы думаете иначе, озеленение, красивые пары в вечерних туалета…

— У нас есть опыт начинается с того, что еще один «воскресный папа» с целым выводком детей, не может оставить машину, весь уже на нервах, взвинченный идет смотреть на то, что ему лично даром не нужно…

— Вот в том-то и дело — нужно создать материально-цирк, творческие постепенное вживание зрителя в спектакль, и он затянулся настолько, что не потянул бы даже внимание на забранную эвакуатором авто — его впечатления стоят таких жертв! И медиа-среда, конечно, имеет огромное значение — знаете ли вы, что является одним из самых популярных телевизионных шоу во Франции, Le Plus Grand Cabaret du Monde, которую Патрик Себастьян ведет уже лет двадцать? Там цирк был возведен в ранг большого качественного искусства — да, они приглашают художников со всего мира, но это очень вкусно подано…

— У нас есть жанра кабаре-варьете не существует, в принципе, это было в ночной клуб, или на концерт, промежуточного уровня нет. Существует мнение, что в кабаре может возникнуть только в свободном обществе, когда каждый человек — кто бы он ни был — чувствует себя свободной личностью и не боится, что войдет дядя милиционер и говорит: «вы Знаете, вы арестованы». — «Для чего?» — «Да, есть.»

— Правильно, потому что среда не имеет. Нужно сначала вернуть эту элиту (наш!), которые ушли за рубеж. Нужно их обратно тянет сюда, создайте им условия. И все они будут с радостью. На свое имя и талант иностранной компании зарабатывают миллионы и миллионы долларов. А почему мы не можем? Дайте людям развиваться.

— Не, ну есть хлипкие попытки ввести «творческие» — высаживают одно то же время Полунина в цирке на Фонтанке…

— А цирк здесь при чем? Где Слава Полунин и где цирк? Спасибо большое, талантливейший, но занимается другим искусством. Это как меня посадить в музее Пушкина. Не его это место было. И сам он, как мне кажется, понимал это. Так что, когда мы говорим о восстановлении Росгосцирка, никаких полумер быть не может. Время принимать непопулярные решения и быть осуждаемым большинством циркового сообщества. Только трясти! Даже один намек на то, что будет проведен полный ребрендинг компании, встряхнет всех тех, кто на балласте сидит: начать заниматься, костюмчики изменения себя, начинается поиск новых форм… с Клоунами будет изобретать талантливый репризы — не только «пчелка, пчелка, дай мне меда!» (у нас это еще как-то в народе), можно правильно рассчитать свой стиль, прорисовать.

— Но, государство должно вести людей?

— Конечно! Сказать: «ребята, правила игры меняются! Что там еще, Канада — столица циркового искусства? Что, что, сумасшедший? Очнитесь! Мы сами изменим мир!» Я это говорю, а у меня самого мурашки по коже… фу! Прошло то время, когда генеральный директор Росгосцирка довольствовались должностью, участие в офисе народ — «все ко мне идут на поклон», — нет, нет, надел кроссовки, и бегать по городу, спонсора ищи!

«Китайский цирк теперь на 50 голов выше остальных»

— Я очень люблю смотреть общественности в цирковых шоу. У Эдгарда Запашного-это необычный спектакль «Мистер Тигр» — живые животные, в нем не было, но все артисты — на участке — были в масках животных. И здесь, в детей, в зале это порождало куда больше фантазии, чем просто были тигры — «ну тигры и тигры», это бы не создало в мозгу многоходовки, почва для идей…

— Здорово. И правильно. Надо понять, что современный цирк открывает совершенно иной в человеке, клапаны. Зрителю уже недостаточно тройной кувырок под барабана дробь. Ну не может навсегда остаться в прошлом, и кичиться тем, что «советский цирк-самый лучший». Не может остановить. Что касается концепции — цирк с животными или без, — это очень неоднозначный вопрос. Взять аттракцион Корниловых со слонами — это же песня! И я Андрей — талантливый парень, Таисия яркие, они известный хореограф Мигель и сделали хороший продукт, не стыдно его показывать! Но по большей части, все эти бесконечные собачки — это плохо сделанная безвкусица. И все эти люди трудоустраиваются и лицо цирк… Цирк должен быть высокого искусства, здесь люди жизнь в опасности.

— Потому, что часто думает — «ой, это у нас не идет, это не для нашего зрителя!».

— И не нужно для зрителя решать! Было что-то необычное зрителей вы сами придумали! На качественный товар всегда будет свой покупатель. Вот «Принцесса цирка» был сделан смело и качественно, так, что мне было приятно работать здесь. А где смелость — там драйв, там восторг, потная майка, постоянный, 24-часовой креатив. Ты не представляешь, как мы репетировали — здесь искрило! Так должно быть всегда и везде. Творческие должны быть, иначе это гениальный рискованно количество будет убит, это как картину можно убить неправильной рамкой. Необходимо искать различные варианты — совмещать несовместимое, делать совместные проекты со спортсменами, с оперными певцами, или у нас есть потрясающие компании, делающие световые 3D-маппинги, — что-ли это неинтересно поставить с ними удивительное зрелище в трехтысячном зале? Талантливые ребята есть, погляди на наших артистов — с ними в разведку! Болеют — не болеют, воли, все всегда говорят, — «я в строю!». А где их применить и на себе?

— Вы были во всех крупных цирках мира, что могли бы сказать о китайской традиции, когда они делают огромные манежи, залы для 4000 человек? В конце концов, цирк родила, как камерное искусство?

— В Китае гигантомания. Там миллиарды долларов инвестиций. Сейчас он в невероятном расцвете — в каждом городе сейчас строится новый стационар. Конечно, там был цирк развивается совсем другое — фотографии. Солисты — в России, Франции, Канаде — нет. Там 50 человек создают синхронную картину — танцы, трюки. Ну, это их видение, при этом привлекает талантливых режиссеров… Китайский цирк — впереди планеты всей, хотя с технической точки зрения: это как будто не люди, а непонятные существа, они не только голову, а на 50 голов! И я не знаю, откуда ноги растут. Постоянное обучение. Суперсильные, недосягаемые (я говорю о силе хитрость, его качества). У них всегда на трех акробатов, еще 15 танцоров…

— Но часто для европейского глаза, время идет, монотонно из этих синхронов — драмы нету…

— У них вовсе нет драмы. Чисто визуально: синхрон, постоянная улыбка художников, что бы они работали. Но все равно есть номера, которые вошли в историю. Я помню, мы сделали интересный проект — «Лебединое озеро», но с цирковыми артистами. И вот семейная пара, которая, как правило, открыла новый жанр: girl-верхняя стоит на пуантах у своего нижнего на руке, на плече, на голове, такую красоту вещей делается! Балет с ума сходили, плачут, хотя из резины. Вот вам и Китай. Другие также хотели бы это сделать, но не получается.

— Андрей, это понятно, что вас постоянно приглашают строить концепцию в определенных шоу, вы — идейный генератор, но мне кажется, что пора что-то поставить себя в России.

— Может быть, и я бы. Трудно это. Чем больше я думаю на эту тему, тем больше сердился и больше я хочу… даже и не хочу, а просто понять, что нужно! Не могу не сделать! По крайней мере, заразить моих друзей, талантливых на эту идею. «Ну, пошли в бой?» — «Мы идем!» И все, без лишних слов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.