фoтo: youtube.com
— Г-н Эйнaуди, считaeтe ли вы свoeгo рoдa пoслaнникa, кoтoрый нaпoминaeт людям o тoм, чтo клaссичeскaя музыкa кaк жaнр сущeствуeт в XXI вeкe, и нe тoлькo нa тo, чтo oпубликoвaнo вeликиx кoмпoзитoрoв прoшлoгo?
— Я зaнимaюсь свoим любимым дeлoм и никoгдa нe стрeмился стaть тeм, чeм я сeйчaс, a тeм бoлee пoслa сoврeмeннoй клaссичeскoй музыки. Я нe xoчу срaвнивaть сeбя с вeликими кoмпoзитoрaми прoшлoгo. Бeзуслoвнo, клaссичeскaя музыкa, испытывaeт oпрeдeлeнныe труднoсти из-за того, что готовится в собственном соку. Современным авторам приходится изобретать что-то новое, чтобы соответствовать духу времени. Никто не умаляет гения Моцарта, но жил и работал в XVIII веке. Я живу сейчас, и слушатель будет в ближайшее время найти много сходства в моем творчестве, чем в работах венской классики.
— Все ваши альбомы, кроме, пожалуй, «In A Time Lapse», минималистичны. Как вы пришли к тому, чтобы насытить «Elements» звучанием новых инструментов?
— Я обычно начинаю с фортепиано партий и позже понять, что для завершения работ нам не хватает других инструментов. Я всегда верю своему музыкальному чутью. Я делаю наброски работ, которые в процессе работы меняется, как живой организм, и обрастает новыми подробностями. Так произошло и с «Elements». Сначала возникла идея написать что-то близко к минимализму, но это уже в процессе работы, я понял, что здесь было бы неплохо, чтобы добавить больше строк, а здесь – ударные.
— Какая идея лежит в основе альбома?
— «Elements» – зеркало моего музыкального видения, естественный процесс эволюции, мелодии, гармонии, ритма и других элементов, моей музыки. Я искал вдохновение в работах людей, которые близки мои идеи: холст Кандинского, геометрии Евклида, периодическая система химических элементов Менделеева, в работах греческих философов, которые пытались объяснить появление мира. У них есть некая общая основа, которая помогает понять, куда движется человечество, какое будущее его ждет, и, в конце концов, разгадать тайны вселенной. Эти философские размышления и стали подспорьем для моего альбома.
— Вы упомянули творчество Василия Кандинского, как источник вдохновения. Что вас интересует в его работах?
— Кандинский – один из моих любимых художников. Именно ему принадлежит изречение о том, что цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль, а художник это рука, которая посредством той или другой клавиши целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Способ написания Кандинского, то, что он показывает точки и линии, их анализа с целью визуального искусства, я попытался привести в музыке.
— Ваше творчество знают во всем мире, но это в России у вас больше всего поклонников. Не задумывались, почему?
— Возможно, причины кроются в популярных фильмах, таких как «1+1», для которого я пишу музыку. Кроме того, ваша страна внесла огромный вклад в развитие мирового культурного наследия юнеско, что стало возможным в значительной степени благодаря богатой музыкальными традициями русского народа. Я думаю, любовь россиян к музыке – главная причина, почему мое творчество здесь популярны.
— Раньше вы давали исключительно фортепианные концерты, но теперь на сцене присутствует весь ансамбль. Когда вы понимаете, что пришло время, чтобы раздвинуть привычные рамки выступления?
-За свою карьеру я приглашал в студию для записи альбома и струнного квартета и оркестра, и гитаристов, а потом я увлекся электронными инструментами. Когда наблюдаешь, как все это работает в студии, возникает желание сделать то же самое на сцене. В конце концов, я пришел к выводу, что небольшая группа музыкантов – это лучший вариант. Важно, чтобы они владели несколько инструментов, и легко могут перейти со скрипки на гитару, играть другой репертуар. Это удобный большой ансамбль или оркестр, в котором труднее заменить любое звено. С камерным составом легче провести саундчек, музыканты гораздо мобильнее и всегда готовы играть в любую из версий произведения. Только в прошлом году мы дали более ста концертов!
Фото: @Decca/Ray Тарантино
— На ваши выступления музыкантов, время от времени извлекают звуки из очень странных приспособлений…
— Один из таких – вотерфон. Этот инструмент изобрел американец Ричард Уотерс в конце 60-х годов. Он состоит из чаши-резонатора, который заполняется водой, и палки разной длины, размещенных на его край. Звук извлекается с помощью ударов смычком или резиновым молоточком. Звук вотерфона меняется с движением воды внутри и напоминает пение китов. Также во время исполнения одной из песен музыкант спускается металлический гонг в аквариум с водой, тем самым изменяя частоту звука.
— Давайте разовьем тему экзотических инструментов и вернемся в 1999 году. году, когда она выпустила свой альбом «Eden Roc», в котором звучит легендарный армянский дудук Дживана Гаспаряна. Как удалось провести его в студии?
— Мой менеджер Титти работает с художниками со всего мира и постоянно зовет меня на концерты. Однажды я попал на выступление г-на Гаспаряна, и мне очень понравилось его музыка. Она очень похожа на мою: простая, душевная, уносящая в небеса. В это время я работал на саундтрек к одному из фильмов, а г-н Гаспарян, как раз был в Милане. Я воспользовался возможностью и пригласил его к себе в студию, чтобы записать несколько фрагментов. Позже он говорил, на моих концертах и участвовал в записи альбома «Eden Roc». Мало кто знает, но в 2002 году я приезжал в Ереван по случаю какого-нибудь великого праздника и выступал с маэстро несколько песен, после чего мы вместе отправились в Москву, где в Большом театре.
— Насколько я понимаю, то был проведен вашего российского премьера, но вы были еще не настолько популярны у нас в стране?
— Все это правда. Я должен признаться, что в те годы обо мне мало кто знал. (смех) Но я имел теплый прием, как и обычно у вас в России.
— Дживан Гаспарян-не единственный народный артист, с которым вы сотрудничали. Откуда эта любовь к этно-музыке?
— Во-первых, это своего рода «университет жизни», возможность открыть для себя незнакомые культуры. Если ты всю жизнь играет ту же музыку, то никогда не раздвинешь границы своих возможностей. Знакомство с музыкой читать сродни энциклопедии. Во-первых, можно открыть в африканских глава, затем русский, затем сопоставляешь различные фрагменты. Мне это помогло в работе над саундтреком для сериала «Доктор Живаго», потому что я уже был знаком с творчеством Прокофьева, Стравинского и других великих русских композиторов, а в соответствии с русской музыкальной традиции. Понял, откуда были заимствованы те или другие элементы своих произведений.
— Вы действительно настолько пропитаны творчество Бориса Пастернака?
— Джакомо Кампиотти попросил меня написать саундтрек для сериала. Предыдущая экранизация американского режиссера Дэвида Лина получила признание во всем мире, и прекрасная музыка Мориса Жарра была отмечена на премии «Оскар» и «Золотой Глобус». Конечно, в этом контексте у меня сложились некоторые страхи, но, несмотря на это, я сразу же согласился, потому что мне выпал уникальный шанс познакомиться с их культурой поближе. Я часами слушал увлекательный русскую народную музыку, и в результате мне удалось создать собственную музыкальную интерпретацию «русский мир».
— Удалось ли вам разгадать тайну русской души?
Только часть. Русская душа настолько широкая, что на разгадку всех тайн, придется потратить не одну жизнь. (смех)